Реставрация часов и статуэток из шпиатра

Материалы, с которыми приходиться иметь дело в реставрации, достаточно разнообразны и каждый заслуживает особого интереса и внимания.

В данном случае, хотелось бы уделить время не самому популярному и известному из них – шпиатру.

Образцы работ по реставрации корпуса часов из шпиатра

Все хорошо знакомы с бронзой и латунью, и большинство способны их идентифицировать без особого труда. Однако, бывают случаи, способные сбить с толку неискушенного покупателя или владельца предмета старины. Именно так, нередко происходит со шпиатром.

Итак, что такое шпиатр?

Само слово – szpeatr – происходит из польского языка, означает в переводе «смесь» и применяется по отношению к сплавам различных цветных металлов.

Несмотря на то, что шпиатр используют уже достаточно давно, с XIX века, до сих пор не существует единого рецепта сплава. Это связано с разнообразием цветных металлов. Самым распространенным сплавом считалась смесь меди, цинка, олова, которым украшали предметы искусства в 19-20 веке. Своим появлением он обязан мастерам, создававшим предметы искусства из бронзы, которые всегда искали более дешёвые металлы для массового производства. Таким образом, созданный сплав с успехом стал применяться при изготовлении предметов обихода и декоративно-прикладного искусства – подсвечников, люстр, целых скульптур и проч. и, конечно, часов. Чаще всего, его использовали при создании именно каминных часов, которые, как правило, украшались разнообразными скульптурными композициями с обилием декора из металла. Помимо невысокой цены у шпиатра были и другие преимущества перед бронзовым литьем, например, более низкая температура плавления – 400 °С, против 800 °С у бронзы, существенно меньший вес, великолепная текучесть, что позволяло отливать сложные детали в больших количествах. Поверхность шпиатра изначально не принимала ртутную или гальваническую позолоту, и для этого его сначала покрывали медью. Либо имитировали бронзу или позолоту с помощью краски. Эти качества материала способствовали его широкому распространению в 19-нач.20 веков.

Но, тем не менее, испытание временем шпиатр не выдержал, так как оказался достаточно хрупким, следовательно, легко ломается и осыпается. Дошедшие до наших дней экземпляры из шпиатра, к сожалению, редко встречаются без существенных повреждений самого металла, либо его покрытия. Помимо фактора времени, который всегда имеет смысл учитывать, говоря о старинных вещах, шпиатр, в силу своих особенностей, оказался не самым устойчивым материалом к воздействию окружающей среды и неосторожному обращению. Поэтому он намного, чаще, чем та же бронза оказывается в руках реставраторов.

Безусловно, возникает вопрос, каким образом владелец предмета, либо покупатель может определить с чем именно он имеет дело – с бронзой или же со сплавом металлов, например, тем же шпиатром или баббитом, как часто любят называть подобные сплавы на европейском антикварном рынке в наши дни? Для этого необходимо проверить вещь на наличие цинка или никеля. Как правило, именно эти металлы добавляют при изготовлении шпиатра, баббита и прочих составов. При не сильном нагреве, если предмет из бронзы, то металл не потемнеет и не станет гибким, а останется неизменным. В том случае, если изделие состоит из сплава металлов, то он становится гибким, потемнеет или может покрыться белыми пятнами, в зависимости от того, какой сплав металлов входит в состав вещи.

Из чего состоит предмет, напрямую влияет на его стоимость, т.к. бронза, конечно, ценится значительно выше данных сплавов, которые имитировали изделия из нее.

В процессе работы со шпиатром приходится сталкиваться с серьезными технологическими сложностями. Так, например, шпиатр нельзя паять, в местах разлома спайка исключена, а склеенные места всегда будут заметны. В случае утрат целых элементов, их приходится восполнять другими материалами, т.к. конкретный сплав подобрать уже невозможно. Естественно, все восстановленные таким образом детали будут отличаться от первоосновы. Возникающие несоответствия устраняются с помощью декорирования предмета, т.е. нанесения позолоты или краски.

Все это следует учитывать, собираясь восстанавливать поврежденный предмет из шпиатра.

В нашей мастерской наработан определенный опыт в реставрации изделий, выполненных из данного материала. Мастера по металлу воспроизводят утраченные детали скульптур или изделий. Далее следует не менее ответственная часть работы по адекватному декорированию предмета. Здесь предлагается два способа, которые, собственно, использовались изначально. Первый – это гальваническое золочение по омеднению, что является, безусловно, дорогостоящей процедурой.

Образец реставрации с гальваническим покрытием по бронзе


 

Второй, также исторически и технически оправданный, заключается в окрашивании под позолоту устойчивой к внешним воздействиям эмалью. В этом случае возможна вариативность в выборе тональности и оттенка «золота», в зависимости от характера самого изделия.

В заключение, хочется сказать, что, как и в любой другой реставрации, в работе с предметами из шпиатра, мы прилагаем все усилия, используя свои знания и мастерство, чтобы максимально точно и в тоже время творчески, вернуть произведению его первоначальный облик и художественную ценность.

Мастерская «Реставрация времени» восстановит для вас любые раритетные часы, даже если деталей к ним больше не выпускают. Доверьте нам ремонт своих каминных часов из шпиатра, и они будут идти как новые!

Вы также можете принести в мастерскую любую антикварную статуэтку из шпиатра или бронзы и после осмотра, наши мастера отреставрируют ее. Даже если вы не знаете, из какого металла выполнена ваша статуэтка, наши реставраторы определят состав и структуру металла.

Образцы работ по реставрации статуэток из шпиатра

Уважаемые посетители, мы не делаем оценку состояния антиквариата по фотографиям – это противоречит сути реставрационного процесса. Невозможно оценить состояние изделия, лишь посмотрев фото. Спасибо за понимание.

Образцы работ по реставрации корпусов каминных часов