Мастерская Самуила Веля (Wehl)

Первенство по количеству дошедших до нашего времени клейменных каминных часов российского производства держится за мастерской Самуила Веля. Сведений о деятельности самого производства крайне мало. Известно, что бронзовщик Вель занимался изготовлением корпусов каминных часов по французским образцам на протяжении 1830— 1840-х гг., на это время и приходится пик его деятельности. Также имеются данные о сотрудничестве бронзовщика С. Веля с позолотчиком А. Жеселем .

Жесель был владельцем художественной позолотной, столярной и резной мастерской, основанной в 1874 г. в Санкт-Петербурге, на ул. Гороховой, д. 45. Его сын и наследник П. Жесель окончил с серебряной медалью школу прикладного искусства в Париже и стал «Поставщиком Двора Его Императорского Величества» .

В оформлении каминных часов фирмы Веля использовались романтические сюжеты с аллегорическими скульптурными композициями в виде женских фигур, а также сцены с изображениями средневековых охотников и рыцарей, характерных для тематики стиля историзм.

Клеймо мастерской WEHL
Клеймо мастерской WEHL

Известны два клейма Веля — «S:WEHL» и более раннее— курсивом.

Каминные часы с клеймом С. Веля имеются в собрании Государственного заповедника «Петергоф» и в частных коллекциях Москвы. Часы с фигурой немецкого первопечатника Иоганна Гуттенберга с клеймом Веля украшают приёмную В.В. Путина в его Кремлевской резиденции. Образцы продукции бронзолитейной мастерской С. Веля опубликованы в работах петербургских исследователей русской художественной бронзы Знаменова и Мухина.

Двое каминных часов с клеймом мастерской хранятся в собрании ГИМ. Одни часы — в высоком, облицованном малахитом корпусе, увенчанном фигурой сидящего средневекового охотника. Другие — с фигурой шагающего восточного воина. В оформлении этих часов использованы декоративные мотивы в стиле неоклассицизма (или стиль Людовика XVI) и в стиле Ренессанс (трельяж, картуши). Корпус украшен военными трофеями в виде копий, шлемов, топоров, циферблат обрамлен двумя расходящимися ветвями оливы — символ победителя.

Каминные часы WEHL
Каминные часы мастерской WEHL

Венчает корпус фигура восточного воина в динамичной позе— он шагает по гористой местности, обозначенной бронзовым золоченым рельефом. Рельеф декорирован шлемом, круглым щитом, колчаном со стрелами, топором, рыцарской перчаткой, веткой оливы и жезлом с полумесяцем — символом ислама (на заднем плане). Воин облачен в богатую одежду; у его пояса — ножны, меч он держит в правой руке; за поясом — кинжал. Обернувшись, он перстом левой руки указывает направление движения, как будто призывая за собой спутников. Персонаж исполнен с определенной долей стилизации, свойственной скульптурным и живописным изображениям исторических личностей во второй половине XIX в.

Возможно, в фигуре воина представлен образ Саладина (Салах ад-Дин Юсуф Ибн Айюб; 1138—1193), султана Египта и Сирии, прославившегося военными победами и воплотившего в своей личности высшие добродетели ислама. Салах-ад-Дин вдохновил Вальтера Скотта, автора «Талисмана» — исторического романа о событиях Третьего крестового похода (1189—1192), Образ Саладина, запечатленный в гравюре французского мастера Гюстава Доре (1832—1883), пользовался популярностью в период романтизма.