История создания техники Буль
Стиль Буль ( Boulle) появился во Франции в XVII веке. Название стиля происходит от имени мастера Андре Шарля Буля. Будущий великий мастер родился в Париже в семье столяров 11 ноября 1642 года, т.е. за год перед тем, как пятилетний сын Людвика XIII стал королем Франции.
Буль правил делами королевской мебельной мастерской 60 лет, до своей смерти 29 февраля 1732 года. Перед тем как быть назначенным в 1672 году на должность ” королевским мастером по эбеновому дереву” , т.е. ” чернодеревщиком”, провел около трех лет во Фландрии. Здесь он завершал обучение не только мебельному делу, но также живописи, рисунку, граверному искусству.
Техника Буля предполагает использование различных экзотических материалов.
Слоновая кость, металл, панцирь черепахи, эбеновое дерево. При создании маркетри “Буль” сначала создавался рисунок. Дерево, использовавшееся для отделки, например эбеновое, нарезалось тонкими дощечками для фанеровки в виде декоративных поверхностей. Черепаховый панцирь делали плоским. Обычно использовали панцирь черепахи Hawkshill, который размягчается в горячей воде и под прессом принимает нужную форму.Черепаховые пластины складывали с тонкой металлической пластиной, обычно из латуни или сплава олова. Все слои склеивались между собой. Рисунок наносился на одну сторону и узор вырезали сразу сквозь все слои дерева.
Иногда Андре Буль использовал в одном изделии разные техники. Участки, не использованные в маркетри “Буль”, часто фанеровали черным деревом , что создавало выразительный контраст с остальными поверхностями.
В качестве черного дерева использовалось либо эбеновое дерево, либо травяная груша. В технике “Буль” также добавлялось пике. Пике-техника декорирования изделий из панциря черепахи, при которой в просверленные заранее отверстия вертикально вставлялись отрезки нагретой золотой или серебряной проволоки. Получался кружевной узор из золотых точек.
Один из самых знаменитых французских мастеров мебели Андре Шарль Буль, при жизни не был уж такой знаменитостью, оставаясь авторитетной фигурой лишь в узком кругу мастеров прикладного искусства и архитектуры, работавших на нужды королевского двора.