История   Торгового   дома   “В. Фреймутъ”

Торговый дом “В.ФРЕЙМУТЪ”, основатель – Фреймут Вольдемар Федорович. Имел статус поставщика Двора Его Императорского Величества. С 1878 года – часовщик Спасской башни Московского Кремля.

Помимо часовых магазинов в Москве на Никольской в доме гр. Шереметьева (Шереметьевское подворье), а также на Мясницкой 13, торговый дом Фреймута содержит “ДЕПО ЧАСОВЪ” – мастерскую, в которой можно по каталогу выбрать компоненты часов, и собрать соответствующее изделие под заказ с заданным циферблатом, корпусом, с нанесением вензеля, и другими особыми пожеланиями клиента.

Встречаются, в основном, старинные карманные часы “В.ФРЕЙМУТЪ”, реже – интерьерные, настенные. Особо сложных часов, специальных часовых приборов типа хронографов и т.д., под маркой Фреймутъ пока не было замечено.

 

…После изгнания французов из Москвы часовщик Яков Лебедев в феврале 1813 донес о разрушении механизма и предложил произвести их восстановление «своим коштом, материалами и рабочими людьми». Работу ему поручили, взяв, однако, подписку о том, что он не испортит механизм. Через два года часы запустили, а Яков Лебедев получил звание «часового мастера спасских часов».

Очередная попытка (спустя несколько десятилетий) почистить часы, не останавливая хода, успеха не имели, и капитальный ремонт был поручен известной в то время часовой фирме братьев Бутеноп. Демонтированный часовой механизм был полностью разобран, износившиеся части заменены новыми, из чугуна отлита новая станина весом около 25 тонн. За работу фирма получила 12 тыс. рублей. В марте 1852 все работы были завершены, и куранты впервые исполнили две мелодии: «Коль славен» и «Преображенский марш».

Спустя 25 лет, в 1878, часовой мастер В. Фреймут отремонтировал часы за 300 рублей и был назначен часовщиком Спасской башни.

Во время октябрьских боев 1917 в циферблат часов попал снаряд, сильно повредивший механизм, но только летом 1918 (правительство переехало в Москву весной) последовало указание о срочной реставрации курантов. Долго искали мастеров, которые не побоялись бы взяться за такую работу. Часовые фирмы Павла Буре и Рогинского запросили суммы, которые государство в то время выделить не могло. И за ремонт взялся кремлевский слесарь Н. В. Беренс, а помочь ему согласился художник Я. М. Черемных, составивший партитуру для курантов на музыку «Интернационала» и «Похоронного марша». С трудом изготовили новый маятник (взамен утраченного свинцового позолоченного) длиной около полутора метров и весом 32 кг. Реставрацию закончили в сентябре 1918, и москвичи впервые услышали бой новых курантов.