История каретных часов

Дорожные часы — дилижансные, каретные и, впоследствии, автомобильные — относятся, наряду с морскими, железнодорожными и авиационными, к приборам специального назначения.

Разрабатывая подобные механизмы, конструкторы должны учитывать, в каких условиях придётся работать конкретному устройству, как максимально оградить его от внешних воздействий и как обеспечить владельцу часов наибольшее удобство получения хронометрической информации.
Первые известные часы для путешественников датируются 1451 годом. Их создатель, парижский часовой мастер Жан Либур, поместил прибор для измерения времени в медный корпус и наделил механизм устройством боя. Звуковой сигнал для старинных дорожных часов был важным условием получения в пути сведений о времени. Например, ночью, в темноте, когда невозможно зажечь свечу или лампу, бой небольших часов оповещал пассажиров о том, как долго ещё ехать до ближайшего населённого пункта. Поэтому, совершенствуя часы для путешественника, мастера, прежде всего, заботились о развитии системы боя и усилении его громкости.

Каретные часы имеют знаменитую историю благодаря имени Наполеона, для походов которого и были созданы первые каретные часы. Наличие баланса вместо маятника позволило использовать их во время путешествий, не опасаясь отсутствия дорог. Название часов не случайно – их вешали именно в каретах.

В каретных часах были ходовые механизмы стандартного размера, которые помещались в корпус, не всегда тщательно отделанный. Наиболее часто встречался корпус в форме карниза, в который помещали хронометр, а также ходовой механизм с боем. Часы имели календарь и колокольчики. Более сложные ходовые механизмы помещали в тщательно отделанный корпус.

На рисунке: справа налево: овальный корпус, английский стиль, Рококо, корпус с арочным верхом, корпус отделанный бамбуком.