История каминных часов

 

По – началу каминные часы  представляли собой уменьшенные копии переносных напольных экземпляров. Развитие мастерства привело к появлению более интересных вариантов корпуса таких часов. В прошлом они выглядели как миниатюрные здания, увенчанные куполами или колокольнями, они украшались элементами резьбы, изящными фигурками или скульптурными формами. Такие каминные часы часто использовались в качестве подарков и говорили о статусе своих владельцев.

Часам и всевозможным хронографам всегда приписывалось особое, мистическое значение, которое отчетливо и красноречиво отразилось в образе каминных часов. Они не столь велики, как напольные, но несколько больше настольных. Их дизайн красив и, зачастую, удивителен, представляя собой не только прибор для измерения времени, но и изысканный, оригинальный предмет искусства. Именно это качество каминных часов сохранилось с момента их создания и прошло через века до наших дней.

Временем создания небольших среднегабаритных часов принято считать начало XVI века. Но, также, существуют некоторые источники, датирующие их появление второй половиной XV века. В этот период в Европе возникает два основных центра, где сосредотачивается часовое производство – Нюрнберг (Германия), где работал часовщик Петр Генлейн, и Блуа (Франция), прославившееся изделиями Жульена Кудри, а затем – Жака де ла Гарде.

Особую популярность каминные часы приобрели во Франции в эпоху короля Людовика XIV.

Каминные часы
Каминные часы

Монарх, тяготеющий к красоте и изяществу, уделял большое внимание прикладному искусству, которое во время его правления достигло небывалого расцвета. Над созданием великолепных и очень дорогих часов трудились известные мастера и ювелиры. Корпуса изделий изготавливались из таких металлов, как золото и серебро, отделывались ценными камнями и являлись, скорее, произведением искусства, нежели служили первоначальному назначению. Купить старинные каминные часы было привилегией знатных и весьма состоятельных людей.

 

Смена времен, эпох и стилей отражалась на их форме и дизайне, словно в неком «зеркале», наделяя их дополнительными декоративными элементами, изменяя их цвет, фактуру и материалы изготовления.

 

Каминные часы — это особый вид часов, форму, отделку и общий стиль которых определяют место их размещения и архитектурно-пространственное окружение. Подобные изделия не являются часами в обычном смысле слова, по своей сути они являются частью декоративно-прикладного искусства, традиции которого складывались тысячелетиями. Изготовление первых каминных часов относится, по всей видимости, к готической эпохе. Оформление каминных часов повторяло отделку самих каминов, где использовали мрамор, бронзу, керамику. Изготовлением этих шедевров занимались не столько сами часовщики, сколько краснодеревщики, бронзовщики, скульпторы, художники по эмали, гончары. Часы выполнялись в различных стилях: барокко, рококо, «aux sauvages» (часы, украшенные фигурами негров, индейцев и т.д.),

часы в стиле “aux sauvages”

Часы изготавливаются на базе немецких механизмов Hermle по технологии, разработанной отечественными специалистами — методом литья, и обладают всеми свойствами природного камня, с последующей декоративной отделкой под медь, бронзу, серебро, золото, дерево, камень, слоновую кость ампир. Фигурная пластика часов воспроизводила библейские сюжеты или сцены из античной мифологии, романтические или галантные сценки; для украшения часов использовали египетские и греческие орнаменты, фигурки амуров, сатиров и купидонов.